Уголок логопеда



Необходимые предпосылки для обучения грамоте:

•    сформированное фонематическое восприятие
•    правильное произношение всех звуков родного языка
•    наличие элементарных навыков звукового анализа

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия при дифференциации  (различению) фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух для различения и узнавания в речевом потоке отдельных звуков речи (фонем),  обеспечивающий понимание слов и их значение.

Проявления несформированности фонематического восприятия:
1.    Нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи.
2.    Неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза слов.
3.    Затруднения при анализе звукового состава речи.



Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Поэтому развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.



 Приемы проверки состояния фонематического слуха


Ребенка просят:

•    услышать разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи;

•    воспроизвести за взрослым слоговые сочетания из легких для произнесения звуков: [па-ба-па] и т.п.;


•    выделить определенный звук из цепочки звуков, например [с] среди звуков [т], [ц], [ч], [с], [з], [ш], [р] и т.п. (ребенок, услышав заданный звук, поднимает руку (символ), хлопает в ладоши или подает любой другой заранее оговоренный знак);

•    выделить слог из ряда слогов, например [са] из ряда [за], [ша], [са], [ша], [ца] и т.п.;


•    определить наличие звука [с] в словах: санки, зонт, нос, щука и т.п. (ребенок, как и ранее, подает знак, если услышит нужный звук);

•    повторить в заданной последовательности 3 слога типа [са – ша – са];


•    разложить на столе в произвольном порядке несколько картинок, названия которых отличаются друг от друга только одним из дифференцируемых звуков; попросить ребенка показать названные взрослым картинки: например, кит и кот, кот и ком, крыса и крыша, трава и дрова;

•    усложняя условия, можно предложить ребенку повторить 3 – 4 простых слога, включающих как разные согласные или гласные звуки, например [на –та – ка], так и акустически близкие: [са – ша – за]. Этот прием выявляет не только нарушения дифференциации звуков речи, но и особенности речеслуховой памяти (удержание последовательности звуков или слогов, их количества).

      ЧЕМ  МЫ  ЗАНИМАЕМСЯ  НА
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ  ЗАНЯТИЯХ



1.    Совершенствование  движений  и  сенсомоторного  развития.
-Развитие  мелкой  моторики  кистей  и  пальцев  рук.
-Развитие  артикуляционной  моторики.
2.    Коррекция  отдельных  сторон  психической  деятельности.
-Развитие  зрительного  восприятия  и  узнавания.
-Развитие  зрительной  памяти  и  внимания.
-Формирование  обобщенных  представлений  о  свойствах  предметов (цвет,  форма,  величина).
-Развитие  пространственных  представлений  и  ориентации.
-Развитие  представлений  о  времени.
-Развитие  слухового  внимания  и  памяти.
3.    Развитие  различных  видов  мышления.
-Развитие  наглядно-образного  мышления  (умение  видеть  и  устанавливать   логические  связи  между  предметами,  явлениями  и  событиями).
-Развитие  словесно-логического  мышления (умение  видеть и  устанавливать  логические  связи  между  предметами,    явлениями  и  событиями).
4.    Коррекция  нарушений  в  развитии  эмоционально-личностной  сферы  (релаксационные  упражнения  для  мимики  лица,  драматизация,  чтение  по  ролям).
   5. Коррекция  на  фонематическом  уровне:
а) предупреждение  и  исправление  акустических  дисграфий:
б) фонематический  анализ  слов;
в) формирование  фонематического  восприятия;  дифференциация  фонем,  имеющих  акустико-артикуляционное  сходство;
6. Пропедевтика  семантической  дислексии  и  дисграфии.
7.Пропедевтика  аграмматической  дислексии  и  дисграфии.
     8.Пропедевтика  и  коррекция  оптической  дисграфии:
-формирование  пространственных  представлений;
-формирование  временных  представлений;
-дифференциация  букв,  имеющих  кинетическое  сходство.
9.Формирование  фонетических  процессов.  Автоматизация  дефектных  звуков.
10. Формирование  грамматически  правильной  связной  речи.  Развитие  словаря.
11. Работа  над  формированием  грамматического  строя  речи.
12. Развитие  связной  монологической  и  диалогической  речи.
13. Преодоление  дизартрических  нарушений.  Формирование  кинетической  и  кинестетической  основы  движений.  Развитие  речевого  дыхания,  просодических  компонентов  речи.

Стратегия письма "дисграфиков"

Комментариев нет:

Отправить комментарий