Publish at Calaméo or browse others.
Необходимые предпосылки для обучения грамоте:
• сформированное фонематическое восприятие
• правильное произношение всех звуков родного языка
• наличие элементарных навыков звукового анализа
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия при дифференциации (различению) фонем и установлению звуковой структуры слова.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух для различения и узнавания в речевом потоке отдельных звуков речи (фонем), обеспечивающий понимание слов и их значение.
Проявления несформированности фонематического восприятия:
1. Нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи.
2. Неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза слов.
3. Затруднения при анализе звукового состава речи.
Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Поэтому развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.
Приемы проверки состояния фонематического слуха
Ребенка просят:
• услышать разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи;
• воспроизвести за взрослым слоговые сочетания из легких для произнесения звуков: [па-ба-па] и т.п.;
• выделить определенный звук из цепочки звуков, например [с] среди звуков [т], [ц], [ч], [с], [з], [ш], [р] и т.п. (ребенок, услышав заданный звук, поднимает руку (символ), хлопает в ладоши или подает любой другой заранее оговоренный знак);
• выделить слог из ряда слогов, например [са] из ряда [за], [ша], [са], [ша], [ца] и т.п.;
• определить наличие звука [с] в словах: санки, зонт, нос, щука и т.п. (ребенок, как и ранее, подает знак, если услышит нужный звук);
• повторить в заданной последовательности 3 слога типа [са – ша – са];
• разложить на столе в произвольном порядке несколько картинок, названия которых отличаются друг от друга только одним из дифференцируемых звуков; попросить ребенка показать названные взрослым картинки: например, кит и кот, кот и ком, крыса и крыша, трава и дрова;
• усложняя условия, можно предложить ребенку повторить 3 – 4 простых слога, включающих как разные согласные или гласные звуки, например [на –та – ка], так и акустически близкие: [са – ша – за]. Этот прием выявляет не только нарушения дифференциации звуков речи, но и особенности речеслуховой памяти (удержание последовательности звуков или слогов, их количества).
ЧЕМ МЫ ЗАНИМАЕМСЯ НА
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
-Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
-Развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
-Развитие зрительного восприятия и узнавания.
-Развитие зрительной памяти и внимания.
-Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина).
-Развитие пространственных представлений и ориентации.
-Развитие представлений о времени.
-Развитие слухового внимания и памяти.
3. Развитие различных видов мышления.
-Развитие наглядно-образного мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
-Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).
5. Коррекция на фонематическом уровне:
а) предупреждение и исправление акустических дисграфий:
б) фонематический анализ слов;
в) формирование фонематического восприятия; дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
6. Пропедевтика семантической дислексии и дисграфии.
7.Пропедевтика аграмматической дислексии и дисграфии.
8.Пропедевтика и коррекция оптической дисграфии:
-формирование пространственных представлений;
-формирование временных представлений;
-дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.
9.Формирование фонетических процессов. Автоматизация дефектных звуков.
10. Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.
11. Работа над формированием грамматического строя речи.
12. Развитие связной монологической и диалогической речи.
13. Преодоление дизартрических нарушений. Формирование кинетической и кинестетической основы движений. Развитие речевого дыхания, просодических компонентов речи.
Стратегия письма "дисграфиков"
Комментариев нет:
Отправить комментарий