Однажды
в разговоре со студентами педагогического университета я услышала
фразу: «Хочу быть учителем потому, что времени свободного будет много.
Провел пять-шесть уроков в день и свободен! Да еще полтора месяца отпуска летом - лучше не придумаешь.
Не работа, а просто сказка!» Не хотелось бы разочаровывать наших студентов, но рабочее время учителя - это, возможно, и сказка, но сказка о потерянном времени. И в этой сказке совсем другие герои: не пять-шесть уроков в день и не продолжительный летний отпуск, а бесконечный, в лучшем случае добровольный неоплачиваемый, а в худшем случае - принудительный бесплатный труд.
Не хотелось бы разочаровывать студентов, но к пяти-шести урокам в день, за которые вы и получите свою зарплату, не забудьте добавить: 1. Неоплачиваемую домашнюю подготовку к каждому уроку с написанием поурочного плана. В лучшем для вас случае вы потратите 15-20 минут на подготовку одного урока; в лучшем для учеников случае вы будете вынашивать и создавать как произведение искусства свои уроки от нескольких часов до нескольких суток. А есть и такие уроки, к которым готовишься всю свою жизнь!
2. Написание календарно-тематических планов, технологических карт, бесконечных отчетов для администрации.
3. Подготовку дидактических материалов, творческих заданий, дополнительных материалов, учебно-методических комплексов, комплектов для различных видов контроля знаний и умений учащихся.
4. Почти ежедневную, в большинстве случаев неоплачиваемую, проверку тетрадей, да еще и с поэлементным анализом, на который необходимо затратить по нескольку часов на стопку тетрадей.
5. Добавьте сюда еще ежедневное время на самообразование, так как без ежедневной работы над собой, своими знаниями и профессиональным мастерством вам нечего делать в школе!
6. Не забудьте добавить время на посещение многочисленных собраний, совещаний, объединений, семинаров и советов, которые проводятся главным образом после уроков.
И если после всего этого у вас останется еще свободное время, то тогда и наступит ваша сказка - сказка о бедной Золушке, которой мачехашкола позволит все-таки «съездить на бал» после того, как Золушка выполнит все ее поручения.
Ну что? Страшная сказка? Уже не хотите быть учителями? Тогда я расскажу вам другую сказку - сказку о виртуальной реальности, которая описана в Конституции РФ, в Трудовом кодексе РФ, Законе «Об образовании» и других федеральных законах, благодаря которым мы попадем в чудесный мир, где: Конституция РФ, ст.37. «Принудительный (бесплатный) труд запрещен.
Каждый имеет право на труд без дискриминации».
Трудовой кодекс РФ, ст.2. «Основные принципы правового регулирования трудовых отношений - запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда».
Ну, как? Нравится вам такое начало сказки? Наверное, вы скажете, что она добрее предыдущей. Решили, что если вам и придется работать больше, то всю эту работу вам оплатят?
Конечно, оплатят, даже не сомневайтесь! Если вы - просто учитель, у вас нет классного руководства и дополнительных обязанностей вожатого, психолога и т.д., то к каждому 45-минутному уроку вам доплатят за 15-минутную перемену, а при 40-минутном уроке вам оплатят дополнительно целых 20 минут к каждому уроку! Поэтому перемены превращаются для вас в рабочее время - и делайте, что хотите! Посещайте школьные мероприятия, готовьтесь к урокам, пишите отчеты и конспекты, проверяйте тетради, занимайтесь самообразованием! Еще не забудьте подготовиться к следующему уроку, еще не оставляйте без присмотра детей на перемене… А если останется время, то можете еще и отдохнуть, а то и перекусить! Да, не забудьте узнать, нет ли после уроков собраний, совещаний, семинаров, советов и других школьных мероприятий, посещение которых - ваша святая обязанность! Что, у вас закончилось рабочее время? Ну и что?!
Вы опять недовольны тем, что вернулись к сказке о Золушке? А давайте вернемся к спасительным законам. Знакомьтесь, наш следующий герой - Закон «Об образовании»! Статья 54 «Оплата труда работников образовательных учреждений»: «1. …Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Изыскание средств на эти цели путем превышения максимально допустимых учебных нагрузок на педагогического работника образовательного учреждения запрещается».
Видите, как все замечательно! Только не спешите предлагать директору заключить с каждым из вас дополнительный договор на все виды работ, которые мы только что перечисляли! Не спешите, иначе такой разговор с директором школы может оказаться для вас прощальным. Опять сказка становится страшной? Возможно, у этой сказки может быть и счастливый конец. А счастливый конец этой сказки наступит тогда, когда не только победят законы, но и всем от этого станет хорошо.
Согласитесь, что нельзя школе жить без собраний, совещаний, внеклассных мероприятий.
Согласитесь, нельзя учителю уйти от подготовок к урокам, планов, бумаг, тетрадей.
Согласитесь, нельзя быть учителем - и не заниматься постоянным самообразованием и самосовершенствованием.
Кто же оплатит нам эту работу?
Большинство директоров возмущенно ответят, что в школьном бюджете резервов нет! Федеральные законы и коллективный трудовой договор такие резервы найдут!
Я могла бы предложить следующий счастливый конец сказки о рабочем времени учителя.
Если вы посмотрите в коллективные трудовые договоры, которые, скорее всего, непрочитанные и невостребованные, пылятся в вашей школе, то обнаружите там такой пункт: «Время осенних, зимних, весенних, а также летних каникул, не совпадающее с очередным отпуском, является рабочим временем педагогических и других работников учреждения.
В эти периоды педагогические работники привлекаются работодателем к педагогической и организационной работе в пределах времени, не превышающего их учебной нагрузки до начала каникул.
График работы в каникулы утверждается приказом руководителя.
Для педагогических работников в каникулярное время, не совпадающее с очередным отпуском, может быть, с их согласия, установлен суммированный учет рабочего времени».
1. Я предлагаю просчитать в часах все школьные мероприятия, которые проводит администрация в нерабочее время учителей, и вычесть эти часы из рабочего времени в дни сезонных и летних каникул, не совпадающие с очередным отпуском.
2. Я предлагаю из каникулярного рабочего времени вычесть индивидуальное время для каждого учителя, которое он потратил на выполнение поручений и приказов администраторов школы, на подготовку и участие в различных мероприятиях.
3. Я предлагаю определить минимальное время подготовки учителя к одному уроку, а затем, исходя из педагогической нагрузки учителя, вычесть это время из каникулярного рабочего времени.
4. Я предлагаю, кроме суммированного учета рабочего времени, обеспечить учителям в каникулы возможность самим определять рабочие дни и их продолжительность в отсутствие общешкольных обязательных мероприятий.
5. Я предлагаю дать возможность учителям в каникулярное время часть педагогической работы, связанной с подготовкой планов, отчетов, УМК и т.д., выполнять дома.
Я предлагаю все перечисленные мною условия внести в школьные коллективные трудовые договоры, тогда они станут обязательными для исполнения.
Уверена, что предложенный мною конец к сказке о рабочем времени вызовет у учителей и администраторов школ совершенно разные отклики. Было бы интересно и полезно ознакомиться с этими откликами и услышать другие версии других решений этой очень актуальной для нас, учителей, проблемы.
Провел пять-шесть уроков в день и свободен! Да еще полтора месяца отпуска летом - лучше не придумаешь.
Не работа, а просто сказка!» Не хотелось бы разочаровывать наших студентов, но рабочее время учителя - это, возможно, и сказка, но сказка о потерянном времени. И в этой сказке совсем другие герои: не пять-шесть уроков в день и не продолжительный летний отпуск, а бесконечный, в лучшем случае добровольный неоплачиваемый, а в худшем случае - принудительный бесплатный труд.
Не хотелось бы разочаровывать студентов, но к пяти-шести урокам в день, за которые вы и получите свою зарплату, не забудьте добавить: 1. Неоплачиваемую домашнюю подготовку к каждому уроку с написанием поурочного плана. В лучшем для вас случае вы потратите 15-20 минут на подготовку одного урока; в лучшем для учеников случае вы будете вынашивать и создавать как произведение искусства свои уроки от нескольких часов до нескольких суток. А есть и такие уроки, к которым готовишься всю свою жизнь!
2. Написание календарно-тематических планов, технологических карт, бесконечных отчетов для администрации.
3. Подготовку дидактических материалов, творческих заданий, дополнительных материалов, учебно-методических комплексов, комплектов для различных видов контроля знаний и умений учащихся.
4. Почти ежедневную, в большинстве случаев неоплачиваемую, проверку тетрадей, да еще и с поэлементным анализом, на который необходимо затратить по нескольку часов на стопку тетрадей.
5. Добавьте сюда еще ежедневное время на самообразование, так как без ежедневной работы над собой, своими знаниями и профессиональным мастерством вам нечего делать в школе!
6. Не забудьте добавить время на посещение многочисленных собраний, совещаний, объединений, семинаров и советов, которые проводятся главным образом после уроков.
И если после всего этого у вас останется еще свободное время, то тогда и наступит ваша сказка - сказка о бедной Золушке, которой мачехашкола позволит все-таки «съездить на бал» после того, как Золушка выполнит все ее поручения.
Ну что? Страшная сказка? Уже не хотите быть учителями? Тогда я расскажу вам другую сказку - сказку о виртуальной реальности, которая описана в Конституции РФ, в Трудовом кодексе РФ, Законе «Об образовании» и других федеральных законах, благодаря которым мы попадем в чудесный мир, где: Конституция РФ, ст.37. «Принудительный (бесплатный) труд запрещен.
Каждый имеет право на труд без дискриминации».
Трудовой кодекс РФ, ст.2. «Основные принципы правового регулирования трудовых отношений - запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда».
Ну, как? Нравится вам такое начало сказки? Наверное, вы скажете, что она добрее предыдущей. Решили, что если вам и придется работать больше, то всю эту работу вам оплатят?
Конечно, оплатят, даже не сомневайтесь! Если вы - просто учитель, у вас нет классного руководства и дополнительных обязанностей вожатого, психолога и т.д., то к каждому 45-минутному уроку вам доплатят за 15-минутную перемену, а при 40-минутном уроке вам оплатят дополнительно целых 20 минут к каждому уроку! Поэтому перемены превращаются для вас в рабочее время - и делайте, что хотите! Посещайте школьные мероприятия, готовьтесь к урокам, пишите отчеты и конспекты, проверяйте тетради, занимайтесь самообразованием! Еще не забудьте подготовиться к следующему уроку, еще не оставляйте без присмотра детей на перемене… А если останется время, то можете еще и отдохнуть, а то и перекусить! Да, не забудьте узнать, нет ли после уроков собраний, совещаний, семинаров, советов и других школьных мероприятий, посещение которых - ваша святая обязанность! Что, у вас закончилось рабочее время? Ну и что?!
Вы опять недовольны тем, что вернулись к сказке о Золушке? А давайте вернемся к спасительным законам. Знакомьтесь, наш следующий герой - Закон «Об образовании»! Статья 54 «Оплата труда работников образовательных учреждений»: «1. …Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Изыскание средств на эти цели путем превышения максимально допустимых учебных нагрузок на педагогического работника образовательного учреждения запрещается».
Видите, как все замечательно! Только не спешите предлагать директору заключить с каждым из вас дополнительный договор на все виды работ, которые мы только что перечисляли! Не спешите, иначе такой разговор с директором школы может оказаться для вас прощальным. Опять сказка становится страшной? Возможно, у этой сказки может быть и счастливый конец. А счастливый конец этой сказки наступит тогда, когда не только победят законы, но и всем от этого станет хорошо.
Согласитесь, что нельзя школе жить без собраний, совещаний, внеклассных мероприятий.
Согласитесь, нельзя учителю уйти от подготовок к урокам, планов, бумаг, тетрадей.
Согласитесь, нельзя быть учителем - и не заниматься постоянным самообразованием и самосовершенствованием.
Кто же оплатит нам эту работу?
Большинство директоров возмущенно ответят, что в школьном бюджете резервов нет! Федеральные законы и коллективный трудовой договор такие резервы найдут!
Я могла бы предложить следующий счастливый конец сказки о рабочем времени учителя.
Если вы посмотрите в коллективные трудовые договоры, которые, скорее всего, непрочитанные и невостребованные, пылятся в вашей школе, то обнаружите там такой пункт: «Время осенних, зимних, весенних, а также летних каникул, не совпадающее с очередным отпуском, является рабочим временем педагогических и других работников учреждения.
В эти периоды педагогические работники привлекаются работодателем к педагогической и организационной работе в пределах времени, не превышающего их учебной нагрузки до начала каникул.
График работы в каникулы утверждается приказом руководителя.
Для педагогических работников в каникулярное время, не совпадающее с очередным отпуском, может быть, с их согласия, установлен суммированный учет рабочего времени».
1. Я предлагаю просчитать в часах все школьные мероприятия, которые проводит администрация в нерабочее время учителей, и вычесть эти часы из рабочего времени в дни сезонных и летних каникул, не совпадающие с очередным отпуском.
2. Я предлагаю из каникулярного рабочего времени вычесть индивидуальное время для каждого учителя, которое он потратил на выполнение поручений и приказов администраторов школы, на подготовку и участие в различных мероприятиях.
3. Я предлагаю определить минимальное время подготовки учителя к одному уроку, а затем, исходя из педагогической нагрузки учителя, вычесть это время из каникулярного рабочего времени.
4. Я предлагаю, кроме суммированного учета рабочего времени, обеспечить учителям в каникулы возможность самим определять рабочие дни и их продолжительность в отсутствие общешкольных обязательных мероприятий.
5. Я предлагаю дать возможность учителям в каникулярное время часть педагогической работы, связанной с подготовкой планов, отчетов, УМК и т.д., выполнять дома.
Я предлагаю все перечисленные мною условия внести в школьные коллективные трудовые договоры, тогда они станут обязательными для исполнения.
Уверена, что предложенный мною конец к сказке о рабочем времени вызовет у учителей и администраторов школ совершенно разные отклики. Было бы интересно и полезно ознакомиться с этими откликами и услышать другие версии других решений этой очень актуальной для нас, учителей, проблемы.
Нина ТИСЛЕНКО
Комментариев нет:
Отправить комментарий