Когда
говорим о технике выведения автомобиля из заноса, о технике рисования
китайской кистью, о технике исполнения акробатического элемента, даже в
голову не приходит отождествлять технику со скоростью.
Подобный
фокус похож на 2х2=5 и случается он массово, в начальной школе, каждую
четверть. Это всем известная проверка техники чтения. На деле – скорости
чтения. Надо её проверят, эту скорость, и зачем – не знаю. Раз
проверяют… пусть проверяют.
А сама техника чтения при этом остается за бортом. А как же без нее! В любом деле – никак.
Для
разных способов чтения (вслух, про себя «глазами», про себя с
проговариванием, в формате газетных колонок, по диагонали, скоростное
чтение, вдумчивое, с целью просмотреть, найти или изучить) есть своя
техника.
Какое чтение осваивать на уроках русского языка? Для повышения грамотности, в первую очередь.
Почему
часто не срабатывает широко известная аксиома «больше читать – грамотно
писать»? Потому что при больших объемах чтения на первый план выходит
сюжет написанного, а структура слов, предложений, грамматика остаются
вне осознанного восприятия.
Чтобы чтение сказывалось на грамотности, надо как раз откинуть привычный его способ.
Реально
необходимо в жизни человека-школьника орфографическое чтение.
По-простому сказать, это чтение с четкой артикуляцией. Еще проще –
прочитывать слова точно так, как написано. Практически по слогам, четко
проговаривая безударные, непроизносимые и естественно съедаемые в устной
речи звуки – по норме и диалектным особенностям. РЫБКА читаем [р ы б к
а] вместо положенного нормами произношения [р ы п к а].
Это
для начальных классов. Так называемая «техника» беглого чтения здесь не
поможет. Старшим детям бывает научиться орфографическому чтению
неимоверно сложно. Патологическая настроенность на скорость чтения любой
ценой туманит мозг при виде любого текста.
Но при правильном настрое 3-4 хорошие предложения незнакомого текста каждый день вполне доступны.
Может,
вы встречали людей с парадоксальной неграмотностью, которые поняли, что
«пишем не так, как слышим, а ровно наоборот»? Да-да, ГОРАШ, КОРОНДАЖ и
тому подобное. И в школе на уроках русского им невыносимо. Диагнозы
оставим. Главное: действие целенаправленного медленного чтения по слогам
помогает.
Постепенно
грамотеи, не заморачиваясь исключительно в «специальных» упражнениях,
исподволь начинают чувствовать, где работает фонемный, а где морфемный
принцип русского письма.
Старшим
школьникам поздно читать по слогам. Задача: читать вслух незнакомый,
сложный (художественный или технический) текст медленно, очень медленно,
без единой ошибки. Ежедневно, 3-4 абзаца.
Как
смотивировать? Читать в группе со сверхзадачей «без единой ошибки».
Внимание обеспечено. Заинтересованы будут все. Но придется первое время
ежедневно проводить принародное чтение. Времени занимает 2 минуты плюс
минута обсуждения впечатлений.
Обеспечено
также отличное настроение. Почему? Из трех сотен услышанных мною
текстов безошибочными были только два! Это только 9 классы и старше (до
пенсионного возраста). Текст обычно даю один и тот же – отрывок из
рассказа Е.И.Носова «Шуба», три абзаца, где Дуняшка и Пелагея вышли на
городскую улицу.
К концу чтения стоит хохот. Или тишина раздумья. Потому что…
По
привычке среднестатистический человек читает первые три буквы слова, а
потом догадывается. Получаются горошки вместо горшочков, девушка вместо
деревушки, материны вместо матерчатых, перпендикуляр вместо
перпендикулятора.
Косвенно
новая лексика входит в словарь, тематическая лексика осваивается. При
нацеленной работе слова из пассивного словарного запаса переходят в
активный.
Чтение
с правильной интонацией влияет на формирование пунктуационной
грамотности. Как читают школьники? Насколько хватает дыхания. Потом
судорожный вдох разбивает фразу, словосочетание, а то и слово, рассыпая
смысл произносимого. Потом «тра-та-та» на одном дыхании до полного
затухания звука. Так интонационные, почти музыкальные волны текста вовсе
не совпадают с волнами звучащей речи. Подойдет термин из физики - сдвиг
по фазе.
Учимся,
медленно читая, делать паузу на точке. Нормальную паузу, чтоб смысл
сказанного можно было успеть уловить. Соблюдаем интонацию перечисления,
вопросительную и так далее.
Речь еще не идет о выразительном чтении с использованием возможностей голоса, артистических способностей, нет.
Образцы
речи правильной откладываются в памяти. Но чтобы это происходило,
правильное, назовем его техничное, чтение должно быть ежедневным. Всего
несколько абзацев.
В
какой-то момент человеку начинает нравиться собственный голос, начинает
нравиться произносить слова вслух, говорить «по-дикторски». У тех, кто
начинает замечать результат, появляется интерес к чтению вообще, к
чтению вслух. Косноязычие окружающих становится заметным.
Параллельно
развивается умение слушать. Все эти «положительные сдвиги» становятся
заметны у каждого в свой срок: кому-то надо всего недели две, нередко
около четырех месяцев, да.
Нужна ли привычка медленно читать? Да. При работе с текстом случаются открытия.
Читаем
текст первый раз. О чем он? О бабочке! Ладно. Читаем еще раз. Медленно,
отмечая ключевые слова. О чем текст? О красоте бабочки вроде. Так.
Опять читаем, смотрим, как он построен, может, на части поделен, или
повторы есть, или предложений много коротких или длинных, или… О чем
текст? Ах, оказывается, текст о человеке. О том, как увиденное случайное
чудо рождения бабочки вывело героя из ощущения «горестной до ужаса,
унизительно бесцельной, бесплодной, лишенной чудес» жизни в миг
«нежного, восхитительного, почти человеческого счастья».
Ха!
А иногда случаются приколы в блогах. Автор переживает: ты чё типа не в
тему комментируешь?! Нда, думаю, по всему видно, «не раскрыта тема», как
учительницы пишут. Или не та тема. Блогерские статьи и статьи из
местной газетки школьники любят анализировать не меньше своих сочинений.
Но об анализах в другой раз.
Вот
такая вот техника чтения. Читать медленно и вслух – такая роскошь в
наше время. И такое удовольствие. И не без пользы. Не панацея, но
работает отменно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий