Под каллиграфией в школьной практике понимают искусство
писать четким и красивым почерком. Наблюдения показывают, что
сегодня выработке каллиграфического почерка учителя стали уделять все
меньше и меньше внимания. С одной стороны это и объяснимо: сложность
процесса формирования графического навыка, большой объем изучаемого
материала на уроке, да и умение пользоваться письменным рукописным
способом общения не является сегодня исключительно важным. С другой
стороны – степень владения техникой письма (каллиграфией) в некоторых случаях оказывает влияние на грамотность. Например, замечено, что:
- При крупном почерке дети труднее усваивают орфографию, чем при почерке с буквами нормального размера. По-видимому, это происходит от того, что детский глаз охватывает слово, написанное крупным почерком, с напряжением и плохо воспринимает орфограммы, подлежащие усвоению.
- Нечеткое или неправильное изображение формы букв, их соединений, небрежная запись слов, в целом тексте приводит к ошибкам типа: потенул (потянул), Олога (Ольга).
- Появление лишних (двойных) букв в словах типа Аарбуз, ввода, оодна является результатом механического закрепления письма образцов типа Аа, Оо, Вв. Сдвоенное написание закрепляется в двигательной памяти учащихся и сохраняется в их письме на определенное время.
- При ускоренном письме часто наблюдаются замены, искажения букв. И. Н. Садовникова, исследовавшая причины нарушения письменной речи у младших школьников, объясняет тем, что оптически (зрительно) — се, со, удз, лн, мш, иш, вд схожи; а буквы - оа, бд, иу, пт, лм, ню, хж, чь схожи в движениях руки при их записи. В этих буквах совпадает начертание первого элемента: ребенок либо неправильно передает количество одинаковых элементов (л — м, п — т, и — ш, му — лу и т. п.), либо ошибочно выбирает последующий элемент (р — у, Г — Р).
- Слишком медленное письмо приводит к пропуску гласных (например, с(у)д, ж(у)к, каш(а),б(е)лка) или согласных при стечении (например, вс(т)реча, лам(п)а).
Самая распространенная причина ошибок такого рода – несогласованность
темпа мысленного проговаривания слова и темпа его записи. Например,
записывая слово маки, ученик мысленно проговаривает первый слог ма, рука успевает записать только букву м; ученик, не ожидая завершения (зрительный контроль не срабатывает) записи, проговаривает второй слог – ки, и рука как бы приняв новый сигнал, начинает сразу воспроизводить новый слог, появляется запись мки. Вот почему надо “Готовить пальчики малыша к письму” .
По И. М. Дьяконову “Письмо представляет
собой фиксацию человеческой речи с помощью системы начертательных
образов”. Под начертательными обозначениями обычно понимаются буквы,
объединение которых в слоги и слова регулируется специальными
правилами каллиграфии и орфографии. Отсюда взаимосвязь каллиграфии и грамотности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий